 
	|  | 
 В наступившем веке информационных технологий, без применения этих технологий проблему образования, воспитания поколения, готового прогрессировать в обществе, не подготовить. И в этом процессе, как в любом другом, подход должен быть комплексный, т.е. охватывать все стороны образовательного процесса, пирамиды получения знаний, закрепления и практического применения.      Не новинка уже «Электронный учебник» (пособия, тренажеры), а что же такое «Живой учебник»?       Если в 2-х словах – то это «нечто» электронное, соединившее в себе: ·        Стандартный (принятый программой) учебник в электронном виде, но развитый мультимедийным учебным материалом; ·        Методические рекомендации, практические задания – выстраивающие вектор обучения; ·        Рабочая тетрадь, в которой ученик выполняет регламентируемые задания; ·        Модуль обратной связи – возможность проверки и оценки учителем выполненных работ, а так же взаимодействовать с идентичными комплексами; ·        Портфолио – это зеркально настроенная к учебному материалу область, в которой ученик имеет возможность работать над учебным материалом, прикладывать свои работы (разного формата), делать «пометки на полях», расширять «информационный блок» своими ссылками; ·        Электронный носитель в виде планшетного ноутбука или неттопа с функциями «мульти тач» (сенсорное управление) включающий для ученика всю программу по предметам за школьный класс.       По сути, такой комплекс заменяет или дополняет, как кому угодно, бумажные учебники. 
 
 
 
 Зачем? Печатное издание: •  Обучение основано на тексте и иллюстрациях к нему, которые поданы в статичной форме и воспринимаются линейно, последовательно. •  Пассивное изучение – усвоение содержащейся информации в том виде, в каком она представлена. •  Ограниченные возможности углубления в материал и расширения его. •  Ограниченные возможности беглого ознакомления с материалом. •  Ограниченные возможности самоконтроля. •  Ограниченные возможности приобретения практических навыков в использовании полученных знаний. •  Форма и объем жестко заданы форматом книги. Живой учебник: •  Обучение основано на целостном восприятии и наглядном объяснении, использующем разнообразные принципы подачи материала, в том числе динамические, звуковые, видео. •  Интерактивное изучение – каждый учащийся выбирает наиболее приемлемый для него способ общения с учебником для более эффективного усвоения материала. •  Возможность углубления в материал и его расширения там, где это необходимо, возможность более подробного рассмотрения трудных моментов. •  Возможность краткого знакомства с курсом. •  Возможность самоконтроля на разных уровнях. •  Возможность моделирования изученных процессов, получения практических навыков. •  Открытая, гибкая система, позволяющая корректировать, совершенствовать, дополнять и развивать объем материала. •  Интерактивная графика, в том числе трехмерная, которую можно увеличивать, вникая в детали, рассматривать со всех сторон и т.п. •  Анимация, моделирующая и демонстрирующая процессы. •  Динамические визуальные формулы, которые могут быть логически связаны с наглядной демонстрацией процессов. •  Логически управляемые диаграммы и графики. •  Перебор возможных вариантов решений проблем с просмотром результатов (как положительных, так и отрицательных). •  Тестирование в различных режимах – от выбора одного или нескольких верных ответов из списка до ввода собственного словесного ответа с его последующим анализом. •  Переход по полезным ссылкам к дополнительной литературе.       Ученик в библиотеке в начале учебного года инсталлирует все, что ему необходимо включая и обязательную литературу. Кому и зачем нужен Живой учебник? По сути – Живой учебник выходит за рамки просто «Электронного учебника» Мы разделяем «Живой учебник» по назначению и пользователям на: 
 Учащимся (при очном, дистанционном обучении) потому, что он ·        облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.; ·        допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями; ·        освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач; ·        предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы; ·        дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки; ·        выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч. ·        Учебник необходим студенту, поскольку без него он не может получить прочные и всесторонние знания и умения по данному предмету. Электронный учебник удобен для преподавателя потому, что он: ·        позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЖУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий; ·        освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру; ·        позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом; ·        позволяет индивидуализировать работу, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий. ·        такой учебник в процессе педагогической практики постоянно пополняется материалом, который сразу тематически привязан к конкретному месту. Проект предусматривает создания таких компьютерных пакетов (электронных учебников, пособий, тренажеров, тестеров и проч.), наличие которых обеспечит одну и ту же компьютерную среду в специализированной аудитории на практических занятиях, в компьютерном классе учебного заведения или общежитии, оборудованном для самостоятельной работы учащихся, а также дома. Каждый компьютер ученика оснащен ПК «Портал-ММК» и достаточно прийти в класс, подключиться к сети и организуется связь с учителем. Основные формы учебной среды Ж-Учебника ·        Собственно сам учебный материал. ·        Тестовая - генерируемая проверочная интегральная среда, позволяет получить картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области. ·        Энциклопедия - избыточная информация, сконцентрированная в ЖУ по отношению к стандартам образования. ·        Задачник - осуществляет функцию обучения. Учащийся получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. ·        Креативная среда - обеспечивает творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. ·        Авторская среда - обеспечивает включение дополнительных материалов, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. ·        Невербальная среда - традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием "делай как я". Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя. ·        Дистанционное обучение - ученик, имеющий доступ в Интернет или локальную сеть может подключиться к аудитории, слышать, видеть, получать задания, отправлять ответы. Учебники изготавливаются с помощью редактора Портал-ЭМИ и меют возможность работать как составная часть ПК Портал-ММК.  | |||||||




