|
Электронное фонетическое учебное пособие "Удиэ кэйэвэни" по удэгейскому языку (ЭФУП) - это первое из серии "Языки малочисленных народов Дальнего Востока" и качественно новый вид учебно-методического пособия, обеспечивающего широкие возможности представления, поиска и статистической обработки имеющейся в нем информации. Важнейшая особенность – ЭФУП будет решать как познавательные, так и воспитательные задачи. Через родное слово и национальную культуру воспитываются такие качества как ответственность, патриотизм, любовь ко всему живому, уважение к предкам, гордость за достижения своего народа и т.д.
ЭФУП состоит из следующих блоков:
1. Методическое пособие для преподавания удэгейского языка с 1-го по 4-й класс.
2. Методические указания, учебный и дидактический материал к программе по обучению удэгейскому языку в детском саду;
3. Букварь. Иллюстрированная и озвученная часть пособия на основе букваря, изданный Хабаровским книжным издательством в 1998 г.
4. Учебное пособие для обучения на 1-м уровне с лингводидактическим материалом.
5. Учебное пособие для обучения на 2-м уровне с лингводидактическим материалом.
6. Методические указания к учебникам.
7. В помощь учителю систематизирован материал по истории и этнографии удэгейцев, опубликованный разными авторами с начала 19 в. по настоящее время.
Языковый блок ЭФУП, информационно опирается на большую морфологическую (около 500 фраз) и словарную базу (около 4000 слов), включает сведения по морфологии, фонетике, толкованию, тематической принадлежности, словообразованию, этимологии и т.д.
Для каждого раздела пособия приводятся основные морфологические характеристики и строится полная парадигма (все возможные словоформы).
Возможны выборки:
- по морфологическим характеристикам;
- по фонетическим характеристикам;
- по компонентам слов (букве или буквосочетанию в определенной части слова);
- по словам-образцам.
Получить подобные результаты по типографским учебникам практически невозможно.
Особенности построения материала и нагрузка:
Учащиеся расширяют знания по следующим темам:
* Времена года;
* Природа;
* Животный мир;
* Растительный мир;
* Дом;
* Семья;
* Пища и посуда
Использованы вопросно – ответные конструкций, составлены мини – рассказы по изучаемой тематике, проигрывание различных жизненных ситуаций, самостоятельное прослушивание и проговаривание слов вслед за говорящим новых слов и т.д. – все это в целом помогает усвоению языка и культуры народа.
Дополнительная рублика для вовлечения больших возрастных слоев:
«Я и моя семья», в которой учащийся совместно с членами семьи, выполняет те или иные задания на этнокультурологическую тему.
«Родовое древо моей семьи», где учащийся с родителями строит свое генеалогическое древо.
Привлечение родителей в совместный учебный процесс с ребенком восполняет пробелы молодых родителей в знаниях этнической истории своего народа и позволит пересмотреть взгляды на будущее народа.
Использование персонального компьютера при обучении фонетике неродного языка на самых начальных этапах обучения представляется чрезвычайно привлекательным. Дело в том, что при изучении любого иностранного языка, перед обучающимся стоит довольно трудная задача сознательного контроля своих артикуляторных действий, а, как известно, фонетические навыки являются полностью автоматизированными, т.е. неконтролируемыми в процессе коммуникации. Применение автоматизированного курса, обучающего фонетике неродного языка, позволяет более сознательно работать над формированием новых произносительных навыков, так как помогает "материализовать" представления, соотнести их с собственными артикуляторными ощущениями.
При создании ЭФУП авторы учли тот факт, что звуки человеческой речи обладают целым рядом объективных характеристик. Любая звуковая единица может быть охарактеризована по ее функциональным и фонетическим свойствам. Фонетические свойства звука в свою очередь также многоплановы, - каждый конкретный звук с фонетической точки зрения есть совокупность артикуляционных, акустических характеристик. Вследствие этого при создании ЭФУП, разработчики исходят из необходимости представить каждую единицу удэгейской фонетической системы во взаимосвязи всех ее характеристик, что определило структуру пособия.
В основу ЭФУП положены как произнесения отдельных сегментов, представляющих все многообразие звуковых единиц удэгейского языка, встречающихся в сильной позиции, так и произнесения отдельных слов. Отработка фонетических навыков происходит в результате сопоставления графических отображений эталонного звучания и собственного произнесения, сопровождаемого сравнением данных звучаний.
|