|
MySQL Error (1064): You have an error in your SQL syntax; check the manual that corresponds to your MySQL server version for the right syntax to use near 'reads=reads+1 WHERE id='110'' at line 1
Изучением растительного царства люди стали заниматься давно, несколько веков назад. Многообразие форм в этом царстве поражало не только простых людей, но и ученых, заставляло их разрабатывать системы, с помощью которых можно было бы классифицировать растения, группировать по каким-то общим признакам. Необычайно разнообразен состав флоры Дальнего Востока. По последним данным, здесь обитают около 4000 видов высших сосудистых растений. Каждое восьмое из них связано с именем какого-либо исследователя, каждый восьмой представленный житель нашей флоры — памятник тому или иному ученому или человеку, чем-то причастному к изучению зеленого мира региона.
Кто же они, эти люди, чьи имена слились с названиями растений и напоминают о себе?
В рамках работы над справочником о растительном мире Хабаровского края мы попытались рассказать о каждом учёном, чьё имя встречается в растениях, растущих на территории нашего края.
Старинные изображения и чёрно белые фотографии отретушированы в цвет и увеличены в размерах.
Художником компании написаны портреты учёных, чей вклад в изучение растительного мира особенно нас поразил. Это в первую очередь Маак Ричард Карлович, Арсеньев Владимир Клавдиевич и Лукашов Артемий Максимович. Имя последнего носит в Хабаровске питомник, созданный Артемием Максимовичем.
"...
Компьютерным дизайном я занимаюсь довольно давно в этой сфере я уже много успела сделать. Окончила университет, получив профессию медиадизайнера. Мы создавали графическую среду для совершенно разных проектов: сайтов, порталов, мультимедийных приложений, и прочего. Но с какого-то момента в моей жизни обнаружилась необходимость «ухлубить и расширить» сферу своей профессиональной деятельности, в частности, развить творческое направление. Выбор пал на живопись намеренно или по воле обстоятельств, теперь уже никто не узнает. Это история из тех, когда осознание истинности пути приходит в процессе. Огромную силу изобразительного искусства я ощутила во время моих путешествий в Италию и Испанию. Живопись- это власть над умами и жизнями человеков, которая дана мыслящему и ищущему путнику на нашей грешной земле. Ко мне пришло осознание, того, что с помощью нехитрых инструментов, разума и творческого начала, личность может достигнуть невообразимых высот духовности и силы, и тогда все сокровища «земные» померкнут.
Ну и дабы не углубляться в автобиографию, расскажу только, как появилась идея восстановить образы значимых ученых прошлого. Процесс работы над мультимедийным диском «Растительный мир Хабаровского края» к тому моменту длился уже более месяца, когда при сборе и обработке материала вдруг обнаружилась ужасная несправедливость!
Как на фотографиях никогда нет фотографа, так и труд великих ученых, открывших нам больше половины страны, остался известен лишь узкому кругу специалистов. Персоналии – люди, биографии и даже их облик - так и не удостоились внимания ни современников, ни потомков. Сейчас в эпоху визуального насилия, постеров, рекламы, клипов и прочего шума - в головах оседают образы весьма посредственных и, чаще всего, заурядных личностей. Да что тут говорить, мы «увидели » Эйнштейна, только по тому, что он во время высунул язык))
Я познакомилась с великими и самоотверженными исследователями, которые ради науки пропадали в суровой Дальневосточной тайге, что самом по себе достойно бронзового бюста на родине героя). Эти ученые спасали коллекции и бросали провиант, лишь бы сохранить образцы редких находок. Некоторые из первооткрывателей посвятили всю свою жизнь просвещению и науке, но были потеряны и забыты, многие умерли в безвестности. Единственным подтверждением их «человеческого существования» были черно-белые зарисовки «а-ля шарж», сделанные художниками натуралистами, которые изображали по 1000 и больше найденных растений, животных, где-то глубоко в дремучих лесах Приамурья. В редкие минуты отдыха на привале между переходами, в свете костра, не до портретов, их можно понять.
Меня, как начинающего художника, очень заинтересовала возможность увековечивания образов наших земляков и великих первооткрывателей в области краеведения и флоры края. Я решила это сделать, в назидание потомкам и по другим, только мне ведомым причинам:). Посовещавшись, мы с командой выбрали несколько, на наш взгляд достойнейших представителей: Ричард Маак, Владимир Аресеньев и Артемий Лукашов.
Немедля, у меня в голове закрутился процесс как их слабо уловимый образ в портрет маслом на холсте. Признаюсь, столкнувшись в такой проблемой впервые, я представить не могла, как пройдут мои «восстановительные работы» по «фотороботу из прошлого». Задача стояла не из легких – необходимо было не только портретное сходство, необходимо ещё передать характер, и о душе не забыть. Хотелось чтобы зрителю они не показались засохшими мумиями прошлого, чтобы видно было непосредственное участие личности в процессе воссоздания физического образа. При этом, несмотря на перфекционизм, которым страдает весь наш коллектив:), я допускала долю условности в изображении этих людей. История нам оставила лишь крупицы знаний, в той или иной степени, об их личной жизни и привычках, главное – это вклад в науку, тот огромный багаж исследований и открытий, который сейчас мы можем изучать и постфактум оценить как уникальный. Поэтому условность – это дань истории, дабы сохранить и изобразить этих людей, но оставить напоминание об их незаслуженном недооцененном положении в жизни края и науки.
Вот такими мыслями я руководствовалась. Работа заняла больше месяца, и здесь надо отметить, что не все складывалось гладко. Мне пришлось уединиться (работала над картинами я в своей мастерской) в попытке погрузиться в персонажа мне предстояла безжалостная битва с материалом. Перенос штриха в объемную массу их кожи, мышц и костей кажется легким только при рендеринге наложенной поверхности в 3dmax, а на практике это сложный логический творческий процесс. Но этим мои «страдания» не закончились, в процессе воссоздания образов, я поверила в загробную жизнь… И это идеальный момент, чтобы прерваться и сказать «ждите продолжение в следующей серии», но раз уж сказал «груб..» то, в общем, многим покажутся мои нижеследующие слова пароноией или запущенной стадией шизофрении, но я настаиваю на том, что находясь во здравии и трезвом..бла-бла-бла я действительно ощущала присутствие духа рисуемых мной людей на холсте и бумаге. Приступая к каждому из моих персонажей, я испытывала чувства и эмоции, которые, как я поняла уже позже, не имели ко мне никакого отношения, ну например портрет Арсеньева. Это касалось, например, портрета....Я изображала его (Арсеньева) в тот период, когда его социальная роль и авторитет в крае, резко снизился, он находился в опале и ясно понимал ненужность и «неугодность»» бюрократам. Об этом я узнала из нашего пособия только после написания портрета (!), тогда как во время работы над портретом, я чувствовала накатившую из неоткуда тоску, одиночество и разочарование, отчаяние и бессилие. После завершения работы (в конце дня) эти чувства уходили, как откатывает волна, и оставалась усталость и привычные мои, в данном случае, бытовые эмоции и мысли. В перерывах между работой, все мои ученые портреты стояли лицом к стене)), иначе меня бы обуяла мания преследования, в дополнение ко всем остальным переживаниям. Как объяснить подобные перепады настроения и изменение каких-то нутринных чувств, я не знаю, но, по прошествии времени, мысль о том, что «часть души человека на время была со мной», кажется мне не такой параноидальной.
Чтобы поскорее завершить эту мистическую страничку, скажу, что когда картины были завершены и подписаны холсты, подобраны рамы, эти три человека казались мне близкими и родными, я с трудом рассталась с ними =). Возможно, только из-за пережитых мной столь глубоких чувств, трудностей и удовольствия в процессе работы над этими портретами, я и решилась поделиться здесь своими мыслями и воспоминаниями. Лелею надежду, что труды мои не пропали даром, что потомки узнают людей, важных для Края, для России, для истории. И напоследок, я поделюсь одним своим занятным наблюдением: масляная живопись и новейшие компьютерные технологии легко идут рука об руку, это крепкий и плодотворный союз, важно только не боятся, и выбрать себе задачу посложнее, тогда преград просто не станет))) Всем коллегам желаю творческих успехов и не боятся выполнять невыполнимые вещи! ..."
Художник Шорикова Анастасия.
Флоры Дальнего Востока разнообразнее и в большинстве случаев богаче по числу видов, чем флоры соответствующие им по зональным условиям районов Сибири и Европейской части России. Они насыщены древними реликтовыми видами растений, которые мало или совсем не отличаются от своих предков, живших в конце третичного и начала четвертичного периодов.
В настоящее время флора Хабаровского края включает 2516 видов из 762 родов и 149 семейств, что составляет половину видового состава флоры российского Дальнего Востока. Во флоре нашего региона, как и во многих других регионах России, господствует семейство Астровые -231 вид, что составляет 11 % от общего числа флоры. Самыми крупными родами во флоре края являются следующие: осока (145 видов), камнеломка (41 вид), ива (40 видов), полынь (39 видов), мятлик (29 видов), соссюрея (27м видов), лапчатка (27 видов), одуванчик (24 вида), фиалка (24 вида), ситник (23 вида).
В справочнике рассказывается о более чем пятистах представителях растительного мира края.
Справка:
Справочное пособие «Флора Хабаровского края» адресовано учащимся школ Хабаровского края. Оно содержит деловые статьи, адаптированные тексты из региональной научно-популярной литературы о природе края.
Разработка: ООО Портал Хабаровск
Консультанты:
Антонова Л.А. – к.б.н., старший научный сотрудник лаборатории экологии растений Института водных и экологических проблем (ИВЭП) ДВО РАН, г. Хабаровск.
Нащочина М.М. – к.п.н., доцент кафедры биологии и географии ДВГГУ, г. Хабаровск.
Пак Е.Г. - главный методист Центра общего образования Хабаровского краевого ИРО
Пособие разработано как дополнительный краеведческий материал к урокам биологии и экологии, но может быть использовано и для проведения самостоятельных факультативных курсов о растительности Хабаровского края.
В пособии для школьников и в помощь учителю разработан обширный методический аппарат, который содержит различные рубрики: словарь, видео- и фото-архив, вопросы и задачи, лабораторный практикум, тесты.
Содержание пособия соответствует требованиям действующих образовательных программ и государственного образовательного стандарта общеобразовательных учреждений России. Пособие рекомендуется использовать на всех этапах обучения, а также в системе дополнительного образования.
Отличительными особенностями данного пособия являются:
· Большая коллекция представителей растительного мира края;
· Разнообразные интерактивные практические занятия;
· Карты и схемы, характеризующие состояние и особенности растительных условий Хабаровского края.
По заказу министерства образования и науки Хабаровского края справочник издан в электронном виде «Флора Хабаровского края» и разослан во все образовательные учреждения края.
При разработке электронного вида пособия использована технология «слайдерс», что позволяет удобно пользоваться пособием не только на персональных компьютерах, но и на планшетах и ноутбуках с сенсорным управлением.
Уважаемые пользователи,
Вы можете скачать полную коллекцию образовательных ресурсов с региональной составляющей:
· Социально-экономическая география Хабаровского края
· АТР: география, экономика.
· Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке
· Английский язык 10-11 класс
· Английский язык 7-9 класс
· Английский язык 5-7 класс
· Растительный мир Хабаровского края
· Восточные языки
· Физика вокруг нас
· Окружающий мир (для младших классов)
· Физическая география Хабаровского края
|